Версия для слабовидящих Обычная версия
Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

В порт приходили военные суда с пополнением

За каменной набережной строится деревянная (свайная) эстакада для перегрузки экспортных грузов, Угольная гавань. Морская пристань с небольшим бассейном (главным образом для экспорта нефтепродуктов).

Изнурительным и низкооплачиваемым был труд рабочих Петроградского порта. Росло их недовольство. Организовывались забастовки. Труженики порта активно участвовали в борьбе с самодержавием на всех этапах революционных событий.

В порт приходили из Кронштадта военные суда с пополнением для революционного Питера. Отсюда отряд матросов-авроровцев 25 октября (7 ноября) 1917 г. повел кронштадтцев на Дворцовую площадь.

Весной 1919 г. Юденич начал поход на Петроград. Начавшаяся было навигация прекратилась. Портовики откликнулись на призыв Ленина: «Все на защиту Петрограда!»

Заканчивалась гражданская война. Возрождался к новой жизни голодный, холодный, опустевший Питер. Город революции ждал помощи: продовольствия, угля, машин. Корабли готовились к заграничным перевозкам. В этих условиях особую значимость имел единственный на берегу Балтийского моря Петроградский морской торговый порт.

Все фарватеры были забиты потопленными судами. Глубина в Морском канале уменьшилась. Его занесло илом. Многие причалы разрушены, подъездные пути завалены мусором, шлаком, дровами.

По решению Совета Труда и Обороны для скорейшего проведения к открытию навигации неотложных работ были привлечены не только портовики, но и строительные, снабженческие, железнодорожные организации. Восстановление порта стало делом первостепенной важности.

Начиналась первая навигация после Великого Октября, 27 мая 1921 г. в Петроградский порт пришло торговое судно — голландский пароход «Александр Польдер». С каждым месяцем число приходивших судов увеличивалось.

В начале сентября перед портовиками встала задача организовать работу порта в течение всего зимнего периода. Впервые ледоколы использовали для оказания помощи торговым судам в период ледохода и ледостава в 1908— 1909 гг. 29 декабря 1921 г. ледоколы повели из Петрограда первый караван в составе 12 пароходов.

«Выходом в море гиганта «Ермака»... Советская Россия впервые дерзнула осуществить двухсотлетнюю мечту России — сделать Петроградский порт доступным непрерывно в течение круглого года», — писали моряки, корабелы и портовики в рапорте В. И. Ленину.

Наряду с совершенствованием и развитием эксплуатационной деятельности порта проводилась большая работа по ремонту его гидротехнических и гражданских сооружений, очистке территории от мусора, грязи. Осуществлялось траление Морского канала и акватории.

Особое внимание уделялось созданию порта как единого государственного транспортного предприятия, за которым закреплялись все рабочие приспособления и оборудование, в том числе плавучие средства и сухопутный транспорт.

Первые крупные успехи в послереволюционной жизни Петроградского порта начались в 1923 г., когда количество экспортных грузов превзошло на 41% объем импорта, получила широкую практику отправка хлеба и лесоматериалов за границу, порт стал незамерзающим, были восстановлены морские связи города на Неве с портами Черного моря и с Владивостоком, разработан первый пятилетний план технического оборудования порта. В составе портового флота находилось 8 ледоколов, в том числе «Ермак», «Ленин», «Святогор», 19 буксиров, 5 плавучих кранов, 8 полупортальных кранов, 8 перегружателей угля и другие технические средства.

Постоянную помощь ленинградским портовикам в конце двадцатых — начале тридцатых годов оказывал Сергей Миронович Киров. Он бывал на причалах, знакомился с состоянием труда, работой столовых, портового клуба, встречался с рабочими. На нашем сайте всегда рабочее 1хбет зеркало на сегодня.

 

версия для печати

c8e42dcb929c4cb8e47258c0428a279e